Возникновение Педагогического общества России относится ко второй половине 19 века. Непосредственным толчком к его созданию послужила статья Николая Пирогова, в которой великий русский хирург беспощадно раскритиковал систему образования, существовавшую в Российской империи в те времена. Единомышленник Н. Пирогова – профессор П. Редькин собрал вокруг себя публицистов и других людей, мыслящих прогрессивно, чтобы обсуждать пути решения проблем педагогики. В числе первых членов общества был и будущий знаменитый педагог К. Ушинский. Труды Общества сыграли большую роль в реформе образования, которая была вскоре проведена. После Октябрьской революции Общество внесло свой вклад в борьбу с неграмотностью. В современной России главной задачей Общества стала организация и проведение педагогических конференций и семинаров, где педагоги имеют возможность обмениваться опытом, знакомиться с образовательными инновациями. Не остается без внимания и исследование педагогических идей прошлого, которые могут получить новое преломление в современных условиях – например, в 2014 году была проведена научная конференция, посвященная изучению и осмыслению педагогическому наследию Н. К. Крупской. Организация также занимается изданием и распространением методической и психолого-педагогической литературы.