Специальная коррекционная школа-интернат № 39 появилась в Нижнем Новгороде в 1913 году. Это учебное заведение VIII вида стало первой в городе вспомогательной школой для детей с ограниченными возможностями. Учащиеся школы разделены на две группы. Первая группа – дети, страдающие легкой степенью умственной отсталости, вторая – дети со сложной структурой дефекта, страдающие аутизмом, синдромом Дауна, детским церебральным параличом в тяжелой форме. Дети первой группы объединены в классы по 8-12 человек, второй – по 5-6. Педагоги, работающие в этой школе, убеждены, что каждый родившийся на свет ребенок имеет право на достойную жизнь. Учителя делают все, чтобы создать благоприятные условия для детей с проблемами в развитии. Детей, которые не могут овладеть речью – например, аутистов – учат другим способам коммуникации (жестовая речь, пиктограммы). Ребят, которые из-за церебрального паралича не могут писать, учат пользоваться компьютером. Для учеников первой группы в старших классах организовано углубленное трудовое обучение. Девочек учат шитью, вязанию, машинной вышивке, мальчиков – столярному делу, изготовлению обуви. Некоторые дети-инвалиды, страдающие тяжелыми формами ДЦП, шизофренией и некоторыми другими расстройствами, обучаются на дому. Особое значение придается работе с родителями. Очень часто родители чрезмерно опекают детей-инвалидов, не возлагая на них никакой ответственности. Задача педагогов – помочь родителям преодолеть такое отношение к детям, дать им возможность адаптироваться к жизни в обществе.